К началу страницы

Международный проект "Афлатун" - социальное и финансовое образование детей

Рады сообщить Вам, что этой осенью при информационной поддержке Академии социального управления Мультишкола стала пилотной площадкой для реализации международной программы Афлатун – социальное и финансовое образование детей.

Принимая участие в этой программе, Ваш ребенок постепенно сможет ставить цели для себя, узнает, как отстаивать свои права, управлять своими финансами и проектами в сообществе. Созданная специально с учетом особенностей нашего времени, программа Афлатун не только обучает тому, что такое финансы, но и побуждает молодежь критически взглянуть на то, как устроен мир вокруг. Молодежь изучает такие концепции, как возраст, пол (гендер), национальность, этническая принадлежность, социально-экономический статус.
Миссия программы заключается в том, "чтобы вдохновить социально - и экономически - активных молодых людей ответственно проживать свою жизнь и быть инициаторами перемен".
Для детей, изучающих английский язык, программа будет осуществляться на английском языке – это дополнительный бонус от Мультишколы и возможность неформального общения и практики языка. Занятия будут проводиться раз в неделю.
Программа создана для детей разного возраста, начиная с 3 – лет и до 18 лет. Подключиться можно в любом возрасте!
Для подростков существует сайт www.aflateen.org – это электронная площадка для самообучения на английском, испанском и русском языках. Занятия и сайт не заменяют, а дополняют друг друга.

Если Вы желаете принять участие в этой программе, оставьте заявку у нашего менеджера. Участие в программе бесплатно.

Содержание программы по финансовой грамотности для учащихся 1-9 классов:

№ п/п Уровень образо-вания/класс Основные элементы содержания Основные способы деятельно-сти Личностные и социально зна-чимые результаты
1 Начальное образо-вание
1 класс Экономические потребности и их виды (покупка и оплата); какие товары и услуги необходимы для удовлетворения экономических потребностей; кто такие потребители и производители; для чего нужны деньги; виды денег - монеты и купюры и их происхождение; как можно заработать деньги; как можно потратить деньги; что такое экономия средств; что значит быть предусмотрительным, бережливым, хозяйственным, рачительным Выявлять особенности экономи-ческих потребностей и их разно-образие в
процессе их обсуждения;
приводить примеры товаров и ус-луг, опираясь на собственный опыт;
высказывать предположения и выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновы-вать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»);
описывать и сопоставлять харак-теристики видов денег по одному (нескольким) признакам; уста-навливать причинно-следственные связи и зависимо-сти;
осуществлять простое моделиро-вание: (разработка и создание ко-пилки; ведение учетной ведомо-сти сэкономленных средств и то-го, что они имеют в своей копил-ке; поход в магазин с заранее со-ставленным списком, организация импровизированного магазина в классе );
обсуждать проблемные вопро-сы;
оформлять диалогическое выска-зывание в соответствии с требова-ниями речевого этикета;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествова-ния, приводить убедительные примеры и доказательства Личностные результаты: иден-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государ-ству через такой атрибут как де-нежная единица;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотно-сти;
– проявлять понимание и уваже-ние к деньгам как части матери-альной ценности;
– различать основные нравствен-но-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость, хо-зяйственность;
– соотносить понятие экономии средств с моральной нормой;
– оценивать свои и чужие по-ступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
– использовать имеющийся прак-тический финансовый опыт при выполнении учебных действий;
– проявлять в конкретных ситуа-циях доброжелательность, дове-рие, внимательность, помощь и др.
Социально значимые результа-ты:
развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу

2 Начальное образо-вание
2 класс Деньги – как средство удовлетворе-ния экономических потребностей, а не желаний; экономические потреб-ности, связанные с учебой в школе; откуда берутся услуги, которыми ученики пользуются в школе (вода, тепло, электричество, питание и т.д.); кто платит за отдельные виды услуг; экономия – распространенная практика; развитие честности – этика и честность – важные аспекты фи-нансовых отношений; планирование трат; разные виды денег, современ-ные платежные средства (электрон-ный кошелек, банковская карта и т.д.); понятия: «цена», «дешевый», «дорогой», «сдача». Выявлять особенности экономи-ческих потребностей и роль денег в их удовлетворении в ситуации выбора;
приводить примеры товаров и ус-луг для удовлетворения потребно-стей в образовании опираясь на собственный опыт;
высказывать предположения и выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновы-вать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»; «кто помогает удов-летворять потребности учеников в школе»);
описывать и сопоставлять харак-теристики видов денег и платеж-ных средств по одному (несколь-ким) признакам; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
характеризовать признаки поня-тий: «цена», «дешевый», «доро-гой», «сдача»;
осуществлять простое моделиро-вание: (разработка и изготовление копилки как элемента отечествен-ной культурной практики (узна-ваемая форма и символ копилки); ведение учетной ведомости сэ-кономленных средств и того, что они имеют в своей копилке на «черный день»; создание списка покупок для похода на рынок; ра-зыгрывание разных социальных ролей («покупатель» и «продавец» на рынке);
обсуждать проблемные вопро-сы;
оформлять диалогическое выска-зывание в соответствии с требова-ниями речевого этикета;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествова-ния, приводить убедительные примеры и доказательства Личностные результаты: прояв-лять понимание и уважение к деньгам – как средству удовлетво-рения экономических потребно-стей, а не желаний;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотно-сти как части общей культуры че-ловека;
– различать основные нравствен-но-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, от-ветственность;
– соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой;
– оценивать свои и чужие по-ступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
– использовать имеющийся прак-тический опыт, связанный с уче-бой в школе для интерпретации знакомых им экономических по-требностей;
– проявлять в конкретных ситуа-циях доброжелательность, дове-рие, внимательность, помощь и др.
Социально значимые результа-ты:
развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
владение необходимыми для жиз-ни в современном обществе уме-ниями социальной активности и элементами функциональной гра-мотности при планировании и осуществлении доступных финан-совых отношений

3 Начальное образо-вание
3 класс Покупки и продажи; оптовые и роз-ничные покупки и продажи; спрос и предложение; цены и их виды; цена – как компромисс между спросом и предложением; издержки производ-ства; товары и услуги; рынок – как пространство, где происходит прода-жа и покупка товаров и услуг; обмен и деньги; что выгоднее – купить или арендовать; финансовая этика Выявлять проблемы покупки и продажи в ситуации выбора;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновы-вать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»; «что покупать»);
приводить примеры покупок для удовлетворения различных видов экономических потребностей;
высказывать предположения,
описывать и сопоставлять виды покупок и продаж по одному (не-скольким) признакам;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между спросом и предложением;
характеризовать признаки поня-тий: «цена», «рынок», «спрос», «предложение», «обмен», «арен-да», «товар», «услуга», «финансо-вая этика»;
высчитывать цену товара с учетом соотношения разных курсов (руб-ля и доллара, рубля и евро);
осуществлять простое моделиро-вание: (конструирование и изго-товление «товаров»; изготовление «денег», ведение учетной ведо-мости заказа на товары и услуги; разыгрывание разных социальных ролей («покупатель» , «продавец», «семья» и т.д.);
обсуждать проблемные вопро-сы; находить дополнительную информацию, используя справоч-ную литературу;
оформлять диалогическое выска-зывание в соответствии с требова-ниями речевого этикета;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествова-ния, приводить убедительные примеры и доказательства;
осуществлять взаимодействие с группой и классом, учителем; ис-пользовать правила общения в конкретных учебных и внеучеб-ных ситуациях Личностные результаты: прояв-лять понимание взаимосвязи, взаимозависимости, существую-щей между производителями то-варов и услуг;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотно-сти как части общей культуры че-ловека;
– различать основные нравствен-но-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, от-ветственность, выгода;
– соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой;
– оценивать свои и чужие по-ступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
– использовать имеющийся прак-тический опыт финансовых отно-шений и давать самооценку;
– проявлять в конкретных ситуа-циях доброжелательность, дове-рие, внимательность, помощь и др.
Социально значимые результа-ты:
– развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
– владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финан-совых отношений;
–овладение знаниями, умениями, способностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию

4 Начальное образо-вание
4 класс Ценность денег; стоимость денег; концепции наличия валюты и ее роль в обществе (история денег); потребитель товаров и услуг; производитель товаров и услуг; взаимозависимость потребителей и производителей; географическое разнообразие мест производства товаров; взаимодействие и взаимосвязь людей разных профес-сий; ресурсы и их ограниченность; бюджет (семейный, государствен-ный) и азы его планирования
Выявлять проблемы ценности де-нег в историческом аспекте;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновы-вать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»; «как планировать бюджет»);
приводить примеры взаимозави-симости потребителей и произво-дителей; людей разных профес-сий;
выявлять географическое разно-образие мест производства това-ров как в отечественном так ми-ровом аспектах;
высказывать предположения,
описывать и сопоставлять виды ресурсов по одному (нескольким) признакам;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между ресурсами и их ограниченностью и ценой;
характеризовать признаки поня-тия «бюджет», «ресурсы», «валю-та»;
делать простые расчеты (цена товара с учетом соотношения раз-ных курсов (рубля и доллара, руб-ля и евро; проценты и т.д.);
осуществлять простое моделиро-вание: (составление бюджета праздника, вечеринки; составле-ние цепочки производства товара; описание характера движения то-вара с точки зрения экспорта и импорта; ведение «Книги расхо-дов», разыгрывание разных соци-альных ролей («иностранец», «ра-ботодатель», «работник» т.д.);
обсуждать проблемные вопро-сы; находить дополнительную информацию, используя справоч-ную литературу и другие источ-ники, в том числе в средствах In-ternet;
оформлять диалогическое выска-зывание в соответствии с требова-ниями речевого этикета;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествова-ния, приводить убедительные примеры и доказательства;
осуществлять взаимодействие с группой и классом, учителем; ис-пользовать правила общения в конкретных учебных и внеучеб-ных ситуациях Личностные результаты: иден-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государ-ству;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотно-сти;
– проявлять понимание и уваже-ние к деньгам как части матери-альной ценности;
проявлять понимание взаимосвя-зи, взаимозависимости, сущест-вующей между производителями товаров и услуг;
– различать основные нравствен-но-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, от-ветственность, выгода;
– соотносить понятие экономии с ответственностью и нормами демократического общества;
– оценивать свои и чужие по-ступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
– использовать имеющийся прак-тический опыт финансовых отно-шений и давать само- и взаимо-оценку;
– проявлять в конкретных ситуа-циях доброжелательность, дове-рие, внимательность, помощь и др.
Социально значимые результа-ты:
– развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
– владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финан-совых отношений;
– овладение знаниями, умениями, способностью и готовностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию;
- приобретение способности и го-товности работать самостоятельно, брать на себя ответственность, замечать проблемы и искать пути их решения, анализировать новые ситуации и применять имеющиеся знания для такого анализа

5 Основное общее образование
5 класс Потребности и желания – как прояв-ления общего и особенного; жизнен-но необходимые потребности; что необходимо для удовлетворения по-требностей;
кто помогает нам удовлетворять по-требности (люди или организации); неудовлетворенные потребности; причины возникновения неудовле-творенных потребностей;
потребности, которые нельзя купить – потребность в любви и дружбе; по-требности, которые можно купить за деньги – еда, крыша над головой и одежда; роль денег в осуществлении потребностей; от чего зависит размер зарплаты; справедливо ли платить всем одинаковую зарплату; прожи-точный минимум; разница в уровнях жизни бедных и богатых; кому обще-ство должно помогать;
одна из главных потребностей – еда; сколько стоит еда, которую ты
съедаешь за день; цена и общая стои-мость; Закон и права ребенка;
«Конвенция Объединенных
Наций по Правам Ребенка» – доку-мент для детей, гарантирующий пра-ва детей на: жизнь (право иметь жиз-ненно важные потребности – пищу, воду, кров, оздоровление и т.д.), за-щиту, развитие (учебу, культуру и т.д.), голоса (свободное выражение своего мнения, своих чувств и эмо-ций); права и обязанности; соблюде-ние прав и обязанностей –
основа для безопасности; бюджет; сравнительные покупки; ответствен-ность и экономия
Осуществлять логические опера-ции установления отношений ме-жду понятиями «потребность» и «желание» – как проявления об-щего и особенного;
устанавливать причинно-следственные связи между по-требностью и способам её осуще-ствления;
объяснять роль денег в осуществ-лении потребностей;
осуществлять сравнение и обоб-щать понятия «цена» и «стои-мость»;
строить логическое рассужде-ние, включающее установление причинно-следственных связей между заработной платой, уров-нем жизни и ответственностью общества;
выявлять связи и отношения в хо-де обсуждения вопросов о правах и обязанностях;
объяснять изученные правила безопасности на конкретных при-мерах;
сопоставлять цены на одни и те же товары;
владеть элементарными умения-ми прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, ес-ли…?»);
осуществлять простое модели-рование: (планирование и состав-ление бюджета праздника, вече-ринки; составление цепочки ха-рактер услуги, которой я пользу-юсь – производитель; ведение «Книги расходов»; выполнение творческой работы; разыгрыва-ние разных социальных ролей («продавец», «покупатель»; «ра-ботодатель», «работник» т.д.);
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкрет-ных условий;
создавать и преобразовывать мо-дели и схемы для решения задач;
осуществлять расширенный по-иск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;
структурировать тексты, вклю-чая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной ре-чью;
строить монологическое контек-стное высказывание;
планировать общие способы ра-боты;
использовать адекватные языко-вые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Личностные результаты: иден-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государ-ству;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотно-сти – как необходимой потребно-сти;
проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанно-стям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государ-ственно-общественных отноше-ний;
ориентироваться в системе мо-ральных норм и ценностей;
оценивать себя и других при сле-довании моральным нормам, пе-реживание стыда и вины при их нарушении;
использовать основы социально-критического мышления;
проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимо-действий уважение к личности и её достоинствам, доброжелатель-ное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам на-силия и готовность противостоять им;
демонстрировать уважение к ценностям семьи, любовь к приро-де, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
Социально значимые результа-ты:
развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление вы-полнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятель-ность, быть полезным обществу;
владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий;
приобретение способности и го-товности работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финан-совых отношений и операций

6 Основное общее образование
6 класс Права и обязанности; соблюдение прав и обязанностей – основа обще-ственных отношений, социального партнерства; что такое демократия; способы заработать деньги, заведо-вать ими, копить их и делиться; ос-новные потребности, необходимые для жизни; удовлетворение потреб-ностей; международный закон о пра-вах детей «Конвенция о правах ре-бёнка»; права и ответственность – две стороны одной медали; разумное обращение с деньгами – как обязан-ность; образование – как право и обя-занность, ключ к переменам, лично-стному развитию; банк; ссудный процент; вексель; организация рабо-ты банка; чековая книжка; сберега-тельная книжка; текущий счет; сбере-гательный счет; можно ли взять день-ги на прокат; кредит; депозит; вкла-ды/снятие денег со счёта; процентная ставка; личный бюджет; общий (се-мейный) доход и расход; ежемесяч-ный доход и расход, рабо-та/заработки; баланс; финансовые це-ли; соотношение цели и стоимости; экономия средств; финансовая гра-мотность, образование – путь к поли-культурным знаниям и умениям ис-пользовать собственные способности и возможности в жизни; лауреаты Нобелевской премии (Александр Солженицын, Сэр Рабиндранат Та-гор, Октавио Пас, Исаак Башевис-Зингер, Мигель Анхель Астуриас и др.) – как пример поликультурного диалога; благотворительность – важ-ная черта современного общества; ресурсы и потребности; разнообразие ресурсов и их использование; взаи-мосвязь видов ресурсов и жизненных потребностей в еде, воде, крове; ог-раниченность и качество ресурсов; качество товаров и услуг; ограничен-ность ресурсов здоровья человека; проблема выбора, его цена

Осуществлять логические опера-ции установления отношений ме-жду понятиями «право» и «обя-занность», «демократия» – как ос-новы общественных отношений;
устанавливать причинно-следственные связи между спосо-бами заработка и осуществления трат, удовлетворения потребно-стей;
объяснять роль международного закона о правах детей «Конвенции о правах ребёнка» в осуществлении прав детей;
осуществлять сравнение и обоб-щать понятия «права» и «обязан-ности»;
строить логическое рассужде-ние, включающее установление причинно-следственных связей между заработной платой, уров-нем жизни и разумным обращени-ем с деньгами;
выявлять связи и отношения в хо-де обсуждения вопросов о роли образования в достижении по-требностей;
объяснять за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка;
сопоставлять понятия «до-ход/расход», «вклад/снятие», «личный/общий бюджет»;
объяснять различия форм хране-ния сбережений (вексель, чековая книжка, сберегательная книжка и т.д.);
владеть элементарными умения-ми прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, ес-ли…?»);
осуществлять простое модели-рование: (планирование и состав-ление финансовых целей; ведение «Книги расходов»; выполнение творческой работы; разыгрыва-ние разных социальных ролей («менеджер банка», «вкладчик»; «глава семьи» и т.д.);
оценивать значение благотвори-тельности для общества;
приводить примеры разнообразия ресурсов и устанавливать зави-симость между ограниченностью, качеством ресурсов и качеством товаров;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкрет-ных условий;
создавать и преобразовывать мо-дели и схемы для решения задач;
осуществлять расширенный по-иск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;
структурировать тексты, вклю-чая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной ре-чью;
строить монологическое и диа-логическое контекстное высказы-вание;
планировать и организовывать совместные цели и способы рабо-ты;
использовать адекватные языко-вые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей Личностные результаты: иден-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государ-ству;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотно-сти – как необходимой потребно-сти;
проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанно-стям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государ-ственно-общественных отноше-ний;
ориентироваться в системе мо-ральных норм и ценностей;
оценивать себя и других при сле-довании моральным нормам, пе-реживание стыда и вины при их нарушении;
использовать основы социально-критического мышления;
проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимо-действий уважение к личности и её достоинствам, доброжелатель-ное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам на-силия и готовность противостоять им;
демонстрировать уважение к ценностям семьи, любовь к приро-де, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
Социально значимые результа-ты:
развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление вы-полнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятель-ность, быть полезным обществу;
владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий;
приобретение способности и го-товности работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финан-совых отношений и операций;
осмысление собственных ценност-но-смысловых установок по от-ношению к социо-природной сре-де и своему образу жизни, потреб-ностям и желаниям;
адекватная само- и взаимооценка учебной и социально значимой деятельности

7 Основное общее образование
7 класс Функции государства, структуры го-сударственной власти; гражданские права; выборное право граждан; пра-ва детей; знание прав и обязанностей – как основа развития гражданского общества; планирование – как способ достижения цели, реализации прав и обязанностей; личные финансовые цели и их планирование; затраты; бюджет личный и общий (семейный, государственный и т.д.); источники формирования государственного бюджета и что такое бюджетный де-фицит; ежемесячный доход и затра-ты; баланс и его роль при планирова-нии финансовых целей; предприни-мательские идеи; бизнес; формы объ-единения предпринимателей; корпо-рации и причины их возникновения; положительные/отрицательные сто-роны предпринимательских идей; управление собственным предпри-ятием; цена товара в разных странах; чем определяется цена товара; ры-ночная цена; прибыль и доход; доба-вочный капитал; факторы, влияющие на благосостояние общества; причи-ны появления безработицы; как обра-зуются фонды общественного по-требления; экономия средств; сбере-жения; прожиточный минимум; кому общество должно помогать; большая разница в уровнях жизни бедных и богатых – как глобальная экономиче-ская и социальная проблема; роль Международной Организации Труда (МОТ) в ограничении использования детского труда; финансовая грамот-ность и культура человека – как путь к развитию и благополучию. Объяснять основные функции государства и роль структур госу-дарственной власти в их реализа-ции;
анализировать и обобщать поня-тия «закон», «право», «обязан-ность», «демократия», «выборное право», «права человека», «права ребенка» – как основы общест-венных отношений;
интерпретировать значение по-нятий «предпринимательская идея», «бизнес», «предпринима-тель»;
различать формы объединения предпринимателей и причины их возникновения;
приводить примеры положитель-ных и отрицательных сторон предпринимательских идей;
устанавливать причинно-следственные связи между ценой товара и прибылью;
объяснять сущность понятия «до-бавочный капитал» и производить его расчеты;
выявлять факторы, влияющие на уровень благосостояния общества;
объяснять причины появления безработицы и социального нера-венства;
оценивать роль государства и об-щества в регулировании проблем безработицы и бедности;
объяснять роль международного сотрудничества в соблюдении прав граждан;
оценивать значение благотвори-тельности для сохранения и раз-вития современного общества;
сопоставлять владение финансо-вой грамотностью и культурой с возможностью быть успешным и благополучным;
владеть прогностическими уме-ниями (умение отвечать на во-прос: «Что произойдет, если…?», «Какова цель?», «Как будет спла-нировано?» и т.д.);
осуществлять моделирование: (планирование и составление фи-нансовых целей; ведение «Книги расходов»; выполнение творче-ской работы; разыгрывание раз-ных социальных ролей («пред-приниматель», «бухгалтер»; «ме-неджер» и т.д.);
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкрет-ных условий;
производить математические расчеты прибыли, дохода, цены, баланса, бюджета и т.д.
создавать и преобразовывать мо-дели и схемы для решения задач;
осуществлять расширенный по-иск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;
структурировать и интерпрети-ровать тексты, включая умение выделять главное и второстепен-ное, главную идею текста;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
планировать и организовывать совместные цели и способы рабо-ты;
использовать адекватные языко-вые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
брать на себя инициативу в орга-низации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содейст-вие тем, от кого зависит достиже-ние цели в совместной деятельно-сти;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание основа-ний собственных действий и дей-ствий партнёра;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходи-мую информацию как ориентир для построения действия Личностные результаты: иден-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государ-ству;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотно-сти – как условию успешности и благополучия;
проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанно-стям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государ-ственно-общественных отноше-ний;
ориентироваться в системе мо-ральных норм и ценностей;
оценивать себя и других при сле-довании моральным нормам, пе-реживание стыда и вины при их нарушении;
использовать основы социально-критического мышления;
проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимо-действий уважение к личности и её достоинствам, доброжелатель-ное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам на-силия и готовность противостоять им;
демонстрировать уважение к ценностям общества, семьи, сво-ему труду и труду других людей, оптимизм в восприятии мира;
проявлять социальную актив-ность.
Социально значимые результа-ты:
развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление вы-полнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятель-ность, быть полезным обществу;
владение необходимыми умениями строить жизненные планы;
планировать и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий;
приобретение способности и го-товности работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финан-совых отношений и операций;
осмысление собственных ценност-но-смысловых установок по от-ношению к социо-природной сре-де и своему образу жизни, потреб-ностям и целям;
производить адекватную само- и взаимооценку учебной и социаль-но значимой деятельности;
соблюдать нормы общей культу-ры, этики и права; с уважением относиться к правам других людей

8 Основное общее образование
8 класс Личность, этапы взросления и при-оритетные цели развития; общие и личностные ценности человека: се-мья, дружба, образование, труд, карь-ера, профессия, красота, здоровье и безопасность; молодежь – как актив-ные члены общества, имеющих права и обязанности; молодежные органи-зации в мире и России; экономиче-ская и социальная активность моло-дежи; потребности, жизненные цели, права молодого человека и способы их удовлетворения; роль государства в удовлетворении потребностей и соблюдении прав детей; организации, помогающие в удовлетворении потребностей и соблюдении прав детей; ответственность семьи; личная ответ-ственность; экономика и экономиче-ский рост страны; социальные про-блемы экономического роста (безра-ботица, демографические проблемы, рост городов, межэтнические кон-фликты); экономический рост и эко-логические проблемы; социальная защита населения, социальная защита населения в России (пенсии, пособия, стипендии, образование и медицинские услуги); налоги – как обязательный платёж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; налоговая система России; финансы; бюджет – как важнейшее понятие в области финансов; государственный бюджет, личный бюджет; бизнес-карьера, личные финансовые цели, факторы, влияющие на принятие финансовых решений, планирование финансовых решений, финансовые риски; финансовые услуги - услуги финансового посредничества; организации, оказывающие финансовые услуги (банки, инвести-ционные банки, страховые и лизин-говые, брокерские компании); мо-шенничество на финансовом рынке (финансовая пирамида, примеры In-ternet и мобильного мошенничества;) заём, кредит и его виды, условия по-лучения кредита, кредитная история; биржа, виды бирж, игра на бирже; сохранение финансовых накоплений, виды сбережений, преимущества и недостатки сбережений, инвестиро-вание и виды инвестиций; социальная защита населения: страхование, виды страхования в России; предпринимательство как специфический вид деятельности, индивидуальное предпри-нимательство, товарищество, акцио-нерное общество; бизнес-план – как программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, структу-ра бизнес-плана, планирование; товар фирмы, его производство, рынок сбыта, маркетинг, организация операций и их эффективность (затраты, себестоимость, калькуляция себе-стоимости, баланс, счет, бухгалтер-ская проводка, актив, пассив, дебет, кредит, SWOT-анализ); маркетинг – продажа, торговля на рынке и управ-ление взаимоотношениями с покупа-телями; финансовая грамотность по-купателя, рекламные обещания, скидки, ловушки для потребителя Определять приоритетные цели личностного развития;
сопоставлять общечеловеческие ценности с личными, жизненные цели, права молодого человека со способами их удовлетворения;
выявлять роль государства, об-щества, семьи, личности в удов-летворении потребностей, соблю-дении прав и обязанностей;
анализировать и обобщать поня-тия «право», «обязанность», «эко-номика», «экономический рост», «социальная защита», «финансы», «бюджет», «налоги»;
интерпретировать значение по-нятий «предпринимательская идея», «финансовая цель», «фи-нансовое решение», «финансовая услуга», «финансовое мошенни-чество», «бизнес-план», «марке-тинг»;
различать организации, оказы-вающие финансовые услуги, виды и особенности отдельных финан-совых услуг; виды предпринима-тельской деятельности;
приводить примеры финансовых рисков; видов страхования;
устанавливать причинно-следственные связи между орга-низацией бизнес-операций и их эффективностью: себестоимостью и затратами, пассивом и активом, дебетом и кредитом;
объяснять сущность понятия «се-бестоимость», «процентная ставка заёма», «налог» и производить его расчеты;
выявлять факторы, влияющие на уровень финансового благосос-тояния общества и личности;
объяснять причины появления безработицы и социального нера-венства, финансовых неудач лич-ности;
оценивать роль государства и об-щества в регулировании проблем безработицы, бедности, защиты в случае непредвиденных обстоя-тельств, защиты сбережений гра-ждан;
объяснять роль международного сотрудничества в соблюдении прав граждан;
оценивать значение владением основами финансовой грамотно-сти и культуры для собственного благополучия и благополучия об-щества;
владеть прогностическими уме-ниями (умение отвечать на во-прос: «Что произойдет, если…?», «Какова цель?», «Как будет спла-нировано?», «Какой результат бу-дет получен?», «Что для этого нужно знать?» и т.д.);
осуществлять моделирование: (планирование и составление фи-нансовых целей; составление биз-нес-плана; выполнение творче-ской работы; осуществление мар-кетинговых исследований (SWOT-анализа); разыгрывание разных социальных ролей («предприниматель», «бухгалтер»; «менеджер»; «финансист»; «маркетолог», «банкир», «заёмщик», «налоговый инспектор» и т.д.);
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкрет-ных условий;
производить математические расчеты прибыли, дохода, цены, баланса, бюджета, налога, себе-стоимости и т.д.
создавать и преобразовывать мо-дели и схемы для решения задач;
осуществлять расширенный по-иск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;
структурировать и интерпрети-ровать тексты, включая умение выделять главное и второстепен-ное, главную идею текста;
интерпретировать финансово-экономические статистические данные;
планировать и организовывать совместные цели и способы рабо-ты;
использовать адекватные языко-вые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
брать на себя инициативу в орга-низации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содейст-вие тем, от кого зависит достиже-ние цели в совместной деятельно-сти (социальное партнерство);
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание основа-ний собственных действий и дей-ствий партнёра;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходи-мую информацию как ориентир для построения действия; Личностные результаты: иден-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государ-ству;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотно-сти – как условию успешности и благополучия общества и лично-сти;
проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанно-стям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государ-ственно-общественных отноше-ний;
ориентироваться в системе мо-ральных норм и ценностей;
оценивать себя и других при сле-довании моральным нормам, пе-реживание стыда и вины при их нарушении;
использовать основы социально-критического мышления;
проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимо-действий уважение к личности и её достоинствам, доброжелатель-ное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам на-силия и готовность противостоять им;
демонстрировать уважение к ценностям общества, семьи, сво-ему труду и труду других людей, оптимизм в восприятии мира;
знать свои права и обязанности – как члена общества;
проявлять социальную актив-ность, гражданскую позицию при решении конкретных личностно значимых задач и целей;
Социально значимые результа-ты:
развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление вы-полнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятель-ность, быть полезным обществу;
владение необходимыми умениями строить жизненные планы;
планировать и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий;
приобретение способности и го-товности работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финан-совых отношений и операций;
осмысление собственных ценност-но-смысловых установок по от-ношению к социо-природной сре-де и своему образу жизни, потреб-ностям и целям;
производить адекватную само- и взаимооценку учебной и социаль-но значимой деятельности;
соблюдать нормы общей культу-ры, этики и права; с уважением относиться к правам других людей
использовать полученные компе-тенции по финансовой грамотно-сти в практической деятельности, в жизни

9 класс Основное общее образование
9 класс Потребности и ресурсы; ограничен-ность ресурсов; экономические и другие потребности; факторы произ-водства: природные ресурсы, трудо-вые ресурсы, капитал, предпринима-тельство; проблема выбора; альтер-нативная стоимость; экономика – как общественная наука; основные во-просы экономики; экономические системы; формы собственности; вы-бор и принципы рационального поведения; выгоды и затраты; разделение труда, специализация, взаимозависимость; спрос и предложение; закон спроса и предложения; факторы, влияющие на спрос и предложение; шкала и величина спроса и предложения; рынок; виды рынков: фондовые, валютные, биржа; игры на бирже; рыночное равновесие; рыночный механизм; основные структуры рын-ка; потребление; защита прав потре-бителя; защита прав потребителя в финансовой сфере (страхование) с точки зрения отечественной и миро-вой практик; доход; неравенство до-ходов и их перераспределение; госу-дарственный и семейный бюджет; товары и услуги; производство; про-изводительность труда; затраты, до-ходы и прибыль; общественные то-вары и услуги; цели и функции госу-дарства в экономике; дефицит госу-дарственного бюджета и государст-венный долг; налоги и их основные виды в России; рубль – как нацио-нальная валюта; современные виды денег и формы денежных расчетов; банки и их функции; банковская сис-тема в России; профессии банковско-го сектора; функции центрального банка России; банковский счет, пла-тежные карты, депозиты, кредиты, сейфовые хранения, Интернет – бан-кинг; банковский процент и причины его изменчивости; инфляция, ее причины и следствия; индекс потребительских цен; потребительская корзина; рынок труда; заработная плата; формы оплата труда и мотивация персонала; безработица; биржа труда; предпринимательство; уставной ка-питал; источники финансирования бизнеса; поддержка малого бизнеса в России; международная торговля; международная интеграция; между-народная финансовая система Определять и оценивать виды потребностей и ресурсов, товаров и услуг;
анализировать и обобщать поня-тия «экономика», «собствен-ность», «разделение труда», «спрос», «предложение», «соци-альная защита», «рынок«, «бан-ковская система», «инфляция», «дефицит бюджета», «уставной каритал»;
интерпретировать значение по-нятий «биржа», «игра на бирже», «защита прав потребителей», «финансовое мошенничество», «бизнес-план»; «потребительская корзина»;
различать организации, оказы-вающие банковские услуги, виды и особенности современных форм денежных расчетов;
приводить примеры видов страхо-вания; способов мотивации ра-ботников;
устанавливать причинно-следственные связи между произ-водительностью труда, затратами, доходами и прибылью; величина-ми спроса и предложения;
объяснять сущность понятий «банковский процент», «налог», «доход» и производить их расче-ты;
выявлять факторы, влияющие на уровень финансового благосос-тояния общества и личности;
объяснять причины появления безработицы и социального нера-венства и перечислять способы социальной защиты населения;
оценивать роль государства и об-щества в регулировании проблем безработицы, бедности, защиты в случае непредвиденных обстоя-тельств, защиты сбережений гра-ждан;
объяснять роль международного сотрудничества в развитии тор-говли, соблюдения прав человека, экономической интеграции;
оценивать значение владением основами финансовой грамотно-сти и культуры для собственного благополучия и благополучия об-щества;
владеть прогностическими уме-ниями (умение отвечать на во-прос: «Что произойдет, если…?», «Какова цель?», «Как достичь?», «Какой результат будет полу-чен?», «Что для этого нужно знать?», «Какие методы и средст-ва нужно использовать?» и т.д.);
осуществлять моделирование: (составление бизнес-плана; вы-полнение творческого проекта; осуществление маркетинговых исследований (SWOT-анализа); разыгрывание разных социальных ролей («предприниматель», «бух-галтер»; «менеджер»; «финан-сист»; «маркетолог», «банкир», «заёмщик», «налоговый инспек-тор», «руководитель предпри-ятия», «работник» и т.д.);
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкрет-ных условий;
производить математические расчеты прибыли, дохода, цены, стоимости, процентной ставки, баланса, бюджета, налога, себе-стоимости и т.д.
создавать и преобразовывать мо-дели и схемы для решения задач;
осуществлять расширенный по-иск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;
структурировать и интерпрети-ровать тексты, включая умение выделять главное и второстепен-ное, главную идею текста;
интерпретировать финансово-экономические статистические данные;
использовать адекватные языко-вые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
планировать и организовывать совместные цели и способы работы (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содейст-вие тем, от кого зависит достиже-ние цели в совместной деятельно-сти (социальное партнерство);
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание основа-ний собственных действий и дей-ствий партнёра;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходи-мую информацию как ориентир для построения действия; Личностные результаты: иден-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государ-ству;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотно-сти – как условию успешности и благополучия общества и лично-сти;
проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанно-стям человека;
ориентироваться в правовом про-странстве финансовых отношений, в системе моральных норм и ценностей таких отношений;
оценивать себя и других при сле-довании моральным нормам, пе-реживание стыда и вины при их нарушении;
использовать основы социально-критического мышления, финан-совой культуры в учебной и прак-тической деятельности;
проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимо-действий уважение к личности и её достоинствам, доброжелатель-ное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам на-силия и готовность противостоять им;
демонстрировать уважение к сво-ей стране, ее народу, ценностям общества, семьи, своему труду и труду других людей, оптимизм в восприятии мира;
проявлять социальную актив-ность, гражданскую позицию при решении конкретных личностно значимых целей и задач;
Социально значимые результа-ты:
развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление вы-полнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятель-ность, быть полезным обществу;
владение необходимыми умениями строить жизненные планы;
планировать и вести собственные финансовые цели с учётом кон-кретных социально-экономических условий;
приобретение способности и го-товности работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финан-совых отношений и операций;
осмысление собственных ценност-но-смысловых установок по от-ношению к социо-природной сре-де и своему образу жизни, потреб-ностям и целям, знаниям;
производить адекватную само- и взаимооценку учебной и социаль-но значимой деятельности;
соблюдать нормы общей культу-ры, этики и права; с уважением относиться к правам других людей
использовать полученные компе-тенции по финансовой грамотно-сти в практической деятельности, в жизни

Аудитория: